О ЧАСАХ МЫ ЗНАЕМ ВСЁ
Часовая мастерская "Часовщик" рекомендует:
Наручные часы, даже если вы ими не пользуетесь на протяжении длительных промежутков времени, каждые 2-3 года нуждаются в техническом осмотре, который состоит из ряда операций, направленных на восстановление оптимального функционирования. Механизм разбирается, тщательно очищается от старого масла с помощью специальных растворов, смазывается, регулируется в нескольких положениях и на протяжении нескольких дней проверяется на точность хода. Осмотр включает в себя также полировку корпуса и браслета (если он есть) и проверку водостойкости корпуса. Полный технический осмотр может занять от 3 недель до 2-3 месяцев.

Чтобы часы служили дольше

День за днем
Мы рассмотрим некоторые важнейшие характеристики часов и приведем правила, которых следует придерживаться при пользовании часами. Часовой механизм обречен работать 24 часа в сутки день за днем; если учесть, что мы пользуемся часами 365 дней в году, то невозможно не согласиться с тем, что это просто «неутомимый труженик» по сравнению с другими механическими приборами. Облегчить тяжелую участь часового механизма можно, лишь соблюдая несколько простых правил по содержанию и использованию часов: эта забота поможет обеспечить долгую жизнь нашему верному спутнику.
 
Правила пользования
Во избежание неправильного обращения с часами и их порчи следует ознакомиться с техническими характеристиками и принципом действия часов, которые вы собираетесь приобрести. Эти сведения вам должен предоставить продавец, перечислив слабые и сильные стороны интересующей вас модели.

Следует помнить, что даже при покупке новых или недавно выпущенных моделей необходимо получить объяснения продавца и внимательно прочитать прилагающуюся инструкцию, чтобы избежать неприятных неожиданностей (например, порчи часов водой при использовании в условиях, превышающих уровень их водостойкости). Перед приобретением же старинных или коллекционных часов следует получить более серьезную техническую консультацию. Как все предметы антиквариата, часы, возраст которых насчитывает несколько десятков лет, требуют очень бережного ухода и, желательно, хорошей осведомленности в технических вопросах, связанных с часовым делом. Помимо отсылки к рекомендациям, приведенным в следующей главе, мы предлагаем вам несколько советов, которые помогут избежать возможных разочарований.

Например, не всем известно, что автоматические часы можно заводить вручную (за исключением самых первых моделей), причем, надевая часы после того, как они долгое время стояли, необходимо подкрутить заводную головку 15-20 раз. Другая распространенная проблема часов этого типа заключается в недостаточности запаса хода, зачастую вызываемой не механическими неполадками, а невозможностью подзаводить содержащуюся в барабане пружину движениями запястья (как правило, при сидячем образе жизни).

Следует помнить, что при заводе механических часов вручную предпочтительно снимать их с запястья, чтобы избежать давления сбоку на заводной вал, так как это может привести к порче деталей ремонтуара. В кварцевых часах особое внимание следует уделять батарейке. Если вы не пользуетесь часами на протяжении долгого времени, рекомендуется вытягивать заводную головку (чтобы заблокировать механизм), но оставлять батарейку внутри: в этом случае кварц продолжает колебаться, поглощая совсем незначительное количество энергии. Когда заряд батарейки закончится, необходимо заменить ее на новую как можно скорее. Если старая батарейка будет долго оставаться в часах, содержащаяся в ней жидкость может вытечь и повредить весь механизм.
 
Водостойкость
Другой источник частых споров касается водостойкости наручных часов. Водостойкостью называется свойство часового корпуса, заключающееся в способности не пропускать внутрь воду. Водостойкость часто выражается в метрах глубины, однако правильнее было бы определять ее только в атмосферах давления.

Часы с заявленным уровнем водостойкости «до 30 метров» выдерживают давление в 3 атмосферы: поэтому их можно было бы не снимать во время купания в водоемах. Однако в действительности модель с такими характеристиками далеко не всегда способна выдержать приведенные условия, в которых давление часто превышает указанную норму. Как бы то ни было, такой корпус прекрасно предохраняет механизм от повседневных внешних воздействий (атмосферных осадков и пыли).

После этого вступления следует разделить наручные часы на три большие категории в зависимости от типа корпуса, с указанием уровня их водостойкости в атмосферах (а не в метрах).

Неводостойкие часы К этой категории причисляются относительно старые модели и очень сложные часы, которые, имея на корпусе кнопки-регуляторы и другие функциональные детали (например, включатель на часах с минутным репетиром), становятся более уязвимыми. С ними следует обращаться очень осторожно и не надевать их, когда есть опасность хотя бы минимального контакта с водой.

Водостойкие часы
Водостойкими (water resistant) считаются часы, протестированные при давлении до 3 атмосфер: они рассчитаны на повсед­невное употребление и исключают полное погружение.
Подводные часы Эти часы (waterproof), тестируемые при давлении по меньшей мере до 10 атмосфер, зачастую обладают гораздо более высокими показателями и предназначены для использования в спортивных и профессиональных целях.

Трудно добиться водостойкости и сделать ее долговременной, так как служащие для этой цели части корпуса (прокладки, стекло, заводная головка) подвержены изнашиванию и повреждениям, постоянно испытывая на себе внешние воздействия и манипуляции (в особенности заводная головка).

По этой причине водостойкие часы, особенно если они часто используются при большой влажности, следует периодически (по крайней мере один раз в год) подвергать тестированию с помощью специальной аппаратуры и предпочтительно каждый раз после открытия корпуса заменять обеспечивающие герметичность прокладки.
 
Точность
Какую степень точности следует требовать от часов? Сколько секунд ежедневной погрешности можно допускать? Какие часы более точные - механические или кварцевые? Вот три главных вопроса, интересующих любого человека, входящего в мир часов.

Если на первые два вопроса можно было бы ответить «философски» и попросить несколько минут на размышление, то на третий вопрос ответ однозначен: кварцевые часы намного более точные, чем механические

Секрет состоит в частоте колебаний регулятора кварца. Условно калиброванный на 32 768 Гц, он обеспечивает хронометрические показатели, несравнимые с показателями баланса самых точных механических часов: баланс колеблется с частотой лишь 5 Гц. И тем не менее механические часы, функционирующие при частоте 5 (или даже 4) Гц, называются «высокочастотными»!

Если в качественных кварцевых часах максимальная погрешность может быть 2 секунды в месяц, то для механических часов (автоматических или с ручным заводом) отклонение на 2 секунды... в день считается поистине исключительным результатом, встречающимся лишь в единичных экземплярах, должным образом подготовленных и отрегулированных. Такие часы называются хронометрами и показывают во время тестирования при обсерватории дневное отклонение менее 10 секунд.

Одним словом, как можно оценить степень точности механических наручных часов? Если отклонение за месяц не превышает 3-4-х минут, значит, часы работают с высокой точностью.

Для оптимизации хронометрических показаний ведущие часовые фирмы до выпуска часов на рынок подвергают их регулировке, под которой понимается совокупность операций, направленных на достижение максимальной точности часов. Регулировка состоит из нескольких этапов: центрирование спирали, установка фазы спускового механизма, выравнивание баланса и настройка регулировочного градусника.

По завершении этих подготовительных операций производится наблюдение за ходом часов в различных положениях, включая все возможные физические положения, в которых могут оказаться часы, носимые на запястье.

Обычная регулировка состоит в наблюдении за ходом часов в двух положениях: циферблатом вверх и заводной головкой вниз (для наручных часов) и корректировке больших отклонений от точного хода. Различие между двумя положениями не должно превышать 20 секунд в день.

Регулировка в различных положениях
Часы выверяются в различных положениях (от 3 до 6).
Регулировка при различной температуре Ход часов наблюдается по крайней мере на протяжении 24 часов при температуре 4°С и в течение еще 24 часов - при температуре 20°С; при этом осуществляется необходимая регулировка (в некоторых случаях часы могут подвергаться воздействию более высоких или низких температур).

Регулировка в 8 положениях
Часы выверяются в 6 возможных положениях и при двух температурах: минимальной (4°С) и максимальной (36°С). Надпись «в 8 положениях» делается для краткости, так как на механизме очень мало места.

Высокоточная выверка Эта операция очень сложна и в прежнее время проводилась только для часов, участвовавших в конкурсах хронометров при астрономических обсерваториях.
 
Как работают часы

Механические часы
«Реальный опыт убеждает нас в том, что время может быть невероятно насыщенным - богатым событиями или остановившимся, превратившимся в вечность, и может быть медленным, бесцветным, лишенным происшествий, мыслей и чувств. Часы же показывают нам, что все секунды равны друг другу, и каждое биение идентично другому». Слова Пьетро Читати прекрасно формулируют суть часов: механизма, способного производить и считать равномерную (одинаковой временной протяженности) и периодичную (непрерывно повторяющуюся) пульсацию. Таким образом, часы представляют собой сложный механизм, который с помощью специальных элементов постоянно производит пульсацию одинаковой продолжительности, считает ее и порождает энергию, необходимую для непрерывной работы.

Со временем технологический прогресс революционизировал также и мир часов: новые материалы и технические достижения позволили постоянно улучшать качество и точность часов, при сохранении их структуры и функциональности.

Составляющие части часов остаются неизменными на протяжении веков, модифицируются лишь элементы, предназначенные для выполнения соответствующих функций. Наручные часы, как механические, так и электронные, кварцевые, состоят из четырех основных устройств и нескольких вспомогательных. Основными являются:
- Регулятор
Своими колебаниями устанавливает временной интервал (максимально постоянной длительности), который принимается за эталон измерения времени.
- Механизм спуска
Осуществляет передачу энергии от двигателя к регулятору для поддержания его колебаний и управления движением колес, т. е. для превращения равномерных колебаний регулятора в равномерное вращение колес.
- Ангренаж
Передает энергию двигателя узлам хода и регулятора, изменяя число оборотов колес и крутящий момент, а также служит для счета колебаний баланса.
- Двигатель
Производит энергию, необходимую для функционирования часов. Израсходованный запас энергии пополняется посредством завода (механического, автоматического или электрического).

Функционирование
Энергия, приводящая в действие колесную систему, производится заводной пружиной, находящейся в металлическом корпусе цилиндрической формы (барабане). Эта пружина представляет собой тонкую пластину (из закаленной стали или - в современных часах - из специальных сплавов), скрученную в виде спирали. В данном случае используются упругие свойства пружины, благода­ря которым после деформации она восстанавливает свою первоначальную форму, возвращая энергию, затраченную на ее деформацию. Завод осуществляется путем воздействия на привинченную к оси барабана колесо (барабанное) с помощью заводной головки (в часах с ручным заводом) или по­средством специального механизма автоподзавода (в автоматических часах). Имеющая длину в несколько десятков сантиметров, массу - в несколько граммов и небольшую толщину, заводная пружина должна выдерживать в процессе функционирования очень высокие механические нагрузки (которые в прошлом часто приводили к ее поломке). После завода пружина содержит в себе энергию, служащую для приведения в действие часового механизма: эта энергия должна равномерно и в небольших количествах распределяться на регулирующее устройство. Для этого ба­рабан непосредственно связан с цепью зубчатых колес - основной колесной системой, которая, увеличивая обороты, пропорционально сокращает полученную энергию. Эта колесная система состоит из 4 больших и 4 малых зубчатых колес - трибов, соединенных так, как показано на схеме внизу .Первое колесо основной колесной системы (колесо завода) выведено прямо на внешнюю поверхность барабана; последний подвижный элемент этой цепи - анкерное колесо, которое вместе с анкерной вилкой образует спусковой механизм - распределяющее устройство механических часов. Спусковой механизм поставляет на регулятор небольшое количество энергии - постепенно и через равные промежутки времени. Одновременно подсчитывается число колебаний, осуществляемых регулирующим устройством. За долгую историю часового дела были изобретены сотни спусковых механизмов. В настоящее время почти все механические часы снабжены ан­керным механизмом спуска: анкер, расположенный между спуско­вым колесом и балансом, состоит из вилки, стержня и двух плеч. В последние вделаны две палеты (входная и выходная), попере­менно зацепляющие зубцы спуско­вого колеса. В анкерном спусковом механизме баланс, приводимый в движение спиралью, начиная колебаться, выходит из состояния покоя (положение равновесия, в котором баланс находится, когда на него не действует никакая сила). В этот момент импульсный камень, за­крепленный на двойном ролике, находится между рожками вилки анкера. Взаимодействие между импульсным камнем и вилкой вызывает смещение анкера, в результате чего входная палета зацепляет зуб анкерного колеса и получает от него толчок, поворачивающий анкер в обратном направлении. Анкер посредством контакта вилки с импульсным камнем сообщает импульс балансу, который с минимальным количеством полученной энергии совершает колебание в соответствующем направлении. Характерное тиканье механических часов происходит от удара, вызываемого «падением» зуба анкерного колеса на палеты анкера.

Наконец, следует рассмотреть принцип действия регулирующего устройства, которое в механических часах состоит из соединения двух частей: баланса и спирали. Баланс представляет собой кольцо, соединенное с осью, проходящей через его центр, с помощью двух, трех или четырех плеч (или спиц). Спирали, изготовляемые вплоть до недавнего времени из стали, в настоящее время делаются из немагнитных сплавов (нечувствитель­ных к изменению темпера­туры) и представляют собой тонкие, скрученные витками пластины. Спираль обычно закрепляется на оси баланса специальным металлическим кольцом (колодкой), другой ее конец блокируется на мосту баланса с помощью колонки. При выведении баланса из состояния покоя спираль натягивается, что вызывает ее смещение, равное по своей амплитуде углу поворота баланса. Если баланс перестает получать импульсы, он возвращается в состояние покоя за счет энергии, накопившейся в спирали в процессе предыдущего смещения. Скорость движения баланса, максимальная при выходе из состо­яния покоя, позволяет балансу совершать колебание в обратном направлении с амплитудой, которая при отсутствии трения была бы равна амплитуде начального колебания: таким образом, колебания осуществлялись бы бесконечно и с идеальной изохронностью. Однако в действительности оказывается невозможным полностью устранить трение, поэтому баланс для поддержания «практически абсолютной» изохронности нуждается в использовании всех остальных элементов, описанных выше.

Последний важный момент касается того, каким образом «колесики», о которых речь шла выше, обеспечивают индикацию часов и минут. Для решения этой задачи служат вспомогательные устройства. Эту роль выполняет стрелочный механизм, функция которого состоит в том, чтобы передавать движение от колесной системы к стрелкам. Первым элементом стрелочного механизма является триб минутной стрелки, закрепленный туго, но не намертво (в этом случае во время регистрации часа он может вращаться независимо от основной колесной системы) в специальном гнезде на оси центрального колеса. Триб минутной стрелки сцепляется с вексельным колесом, на котором плотно за­креплен триб вексельного колеса; он, в свою очередь, сцеплен с часовым колесом, вращающимся на цилиндрической оси (центрального колеса), продетой сквозь триб минутной стрелки. Число зубьев деталей, составляющих стрелочный механизм, рассчитано так, чтобы часовое ко­лесо совершало двенадцатую часть собственного полного оборота при каждом полном обороте триба минутной стрелки (совершаемого за 1 час). На часовое колесо установлена часовая стрелка, являющаяся концентрической с минутной стрелкой (закрепленной на трибе минутного колеса): она делает 1 оборот за 12 часов.

К категории «вспомогательных» относится также механизм завода и перевода стрелок (ремонтуар), позволяющий владельцу часов заводить пружину в барабане и, что очень важно, корректировать показания стрелок.

Часы имеют запас хода от 36 до 50 часов. В этот интервал времени необходимо под завести пружину, чтобы часы не остановились: для моделей с ручным заводом эта операция осуществляется путем подкручивания заводной головки.

В современных часах механизм завода всегда объединен с устройством для установки времени. Завод часов и одновременный перевод стрелок на точное время осуществляется с помощью кулачковой муфты (установленной на заводном валу), которая благодаря комбинации двух фронтальных зубчатых поверхностей и заводному рычагу может при­нимать только два четко определенных положения. В одном из них оказывается воздействие на части для завода (заводное колесо, барабанное колесо, вал барабана), в результате чего заводится пружина, прикрепленная к валу барабана; в другой позиции приводится в действие механизм перевода стрелок.
 
Мосты, платины и рубины
Механизм наручных часов нуждается в каркасе, который скреплял бы вместе все вышеописанные элементы. Эту конструкцию составляют металлическая платина, на которой крепятся нижние цапфы осей вращающихся деталей механизма, и мосты (их размеры и количество варьируются в различных моделях), удерживающие верхние цапфы. Концы осей вращаются, опираясь на подшипники, закрепленные на платине или мостах. Подшипники, используемые для наручных и карманных часов, традиционно называют рубинами или камнями, так как первоначально они изготавливались из натурального драгоценного камня - рубина (с начала XX века стали применять искусственные рубины).
 
Корпус, циферблаты и стрелки
Рассмотрим теперь элементы, составляющие внешний облик швейцарских часов. Корпус представляет собой оболочку, в которую помещают механизм, чтобы придать ему эстетическую презентабельность и предохранить от пыли, влажности и ударов. Корпус может состоять из двух или трех отдельных
частей: ободок (или рант), средняя часть, задняя крышка; быть сделанным из различных материалов (золота, стали, платины, титана, а также пластмассы) и иметь разнообразную форму. Стрелки обеспечивают ви­зуальную индикацию време­ни на циферблате. В большинстве моделей часов эта индикация осуществляется с помощью двух стрелок: ко­роткой - для указания часов и длинной - минутной. Третья стрелка, намного более тонкая, чем две предыду­щие, отсчитывает секунды и устанавливается чаще всего в двух вариантах: на одной оси с часовой и минутной стрелками или на дополнительном малом циферблате у метки «6 часов». Стрелки указывают время на циферблате, разделенном на 12 частей, отмеченных цифрами или другими обозначениями, и на 60 периферийных делений, соответствующих минутам. Индикация времени с помощью стрелок на циферблате называется аналоговой, в отличие от цифровой индикации, типичной для кварцевых часов 70-х годов, при которой время обозначается посредством высвечивания цифр.
 
Автоматические часы
Механические часы могут быть снабжены механизмом автоподзавода, способным заводить содержащуюся в барабане пружину без воздействия на заводную головку - просто используя движения руки человека, который эти часы носит. После изобретения карманных часов с колеблющейся массой, разработанных на рубеже XVIII—XIX веков Перреле и Бреге, в первые годы XX века появляются автоматические наручные часы. Вслед за Blancpain и Leroy к выпуску автоматических часов приступили Rolex и другие престижные фирмы, которые, вводя все новые технические усовершенствования, способствовали окончательному укреплению позиций наручных часов.

Автоматические часы несколько толще, чем традиционные модели с ручным заводом, так как их механизм состоит из большего количества деталей, среди которых основным является ротор - вращающаяся деталь, занявшая место колеблющейся массы, использовавшейся в первых часах с автоподзаводом.
Ротор выполняет оборот (или часть его) каждый раз, когда часы меняют положение: между ротором и барабанным колесом располагается несколько зубчатых колес, функцией которых является уменьшение усилия, производимого ротором для завода.

В отличие от часов с ручным заводом в автоматических часах спираль не закреплена на внутренней стенке барабана, а снабжена слайдером - металлической деталью, благодаря которой пружина может скользить внутри барабана, что помогает избежать при полном заводе чрезмерного натяжения и возможной поломки.